В какой-то момент во время разговора с Эрин я сказал "я ни о чём не жалею". И понял, что действительно - ни о чём.
Всё, что произошло со мной, даже похороны родственника, вылет из университета и несчастная влюблённость, в конце концов обернулось к лучшему. Самые страшные поражения и самые тяжёлые переживания в моей недолгой жизни оказались, в конечном счёте, бесценным, уникальным опытом. Даже позиция аутсайдера в социуме, которую я всегда так ненавидел, которой всегда стыдился - даже это оказалось самым лучшим из возможных путей развития событий.
Если бы в этот самый момент или чуть позже я умер, мне было бы не о чем сожалеть в прожитой жизни.
На какое-то мгновение это напугало меня - а потом стало смешно. Как будто мои ошибки и сожаления гарантировали мне бессмертие! Но это действительно была некая маленькая смерть - одна из тысячи, поджидающих нас ежедневно и ежечасно, когда какая-то часть нашей души умирает, чтобы возродиться совсем иной. Изменение.
Я не могу сказать, что я совсем избавлюсь от сожалений в будущем - о, я ещё буду сожалеть о каких-то неправильных решениях. Но лишь потому, что горечь и стыд - это то, через что нужно пройти, чтобы осознать ошибки и принять меры к их исправлению. Если пожелаете, цена опыта, цена сохранения собственного "Я" и его принципов. И главное здесь - не переплатить.
Я шёл и очень ясно, очень спокойно осознавал, что моя жизнь - конечна, причём конечна совершенно внезапно. И не только как физическое существование - в любую секунду может произойти всё, что угодно, и эта перемена тоже будет означать смерть для того, кем я был секунду назад.
Но это не пугало. Да, в любое мгновение может произойти всё, что угодно - и это будет прекрасное, уникальное, ни на что не похожее мгновение. Даже самое страшное из переживаний - тоже переживание. Последнее мгновение жизни, каким бы оно не было - кода в симфонии, которую слышишь только ты, уникальное в своей красоте.
Я могу рыдать, сожалеть и бояться - но я не являюсь только своими эмоциями, они - часть меня, важная часть, но они лишь звено между мной и миром.
Какая-то часть меня, отстранённая, холодная, всегда будет смотреть на происходящее со стороны, делать выводы, созерцать, находить своеобразную красоту.
Я не могу знать, продлится ли моё сознание дольше, чем физическое существование. Не могу знать, даётся ли душе второй, третий и последующие шансы. Пусть всё будет так, как будет. Вопрос посмертия - величайшая загадка, которую лучше оставить на сладкое. Я узнаю - за гранью.
Я окончательно смирился с фактом смертности и переменчивости всего, как залога самого существования, я принял этот факт в свою картину мира. Но это не значит, что я перестаю ценить жизнь.
Я буду бороться за свою жизнь столько, сколько смогу, если встанет этот вопрос, я не позволю забрать её легко, так или иначе. Но так же я буду знать, когда борьба бессмысленна. Когда ты сражаешься с противником, победить которого невозможно, самое лучшее - это проиграть великолепно.
Самое лучшее - это прожить жизнь так, как её можешь прожить только ты. Не испытывая напрасных сожалений. Поступая настолько правильно, насколько это возможно. Делая выводы, учась, совершенствуясь. Воссоздавая свой смысл из пепла, выращивая душу на костях и камнях.
Самое лучшее, что можно сделать с жизнью, которую ты осознаёшь - прожить её в полном сознании.
Я не могу точно знать, нужен ли я для чего-то Мирозданию и есть ли ему вообще дело до живущих, я не имею подтверждений и опровержений ничему, во что можно верить, и потому я могу надеяться лишь на свою волю - и принимать то, что происходит помимо неё, поступая соответственно.
Любое поражение я могу превратить в победу.
И даже проиграть - так, чтобы об этом невозможно было жалеть.
***
Что ты готов отдать за исполнение своих желаний?
Чем ты готов расплатиться за выбранный тобою смысл жизни?
Второе осознание сегодняшнего дня. Лично я - очень многим.
Для меня не столь уж важны семья и дети. Мне не нужны деньги ради денег и слава ради славы. Саморазвитие - это прекрасно, осмысление - это прекрасно... но без переплавления эти впечатления лишены смысла.
Мне нужен некий минимум комфортного существования и свободы возможностей, некоторый круг людей, дорогих мне... и возможность создавать и изменять. Даже если я потеряю возможность быть художником по тем или иным физическим причинам, я найду иные способы созидания. Я не могу иначе, меня ничто более не интересует настолько. За это я готов платить. Тем, чем потребуется. Ничуть не сожалея.
Да, я не талант. Я, скорее всего, никогда не смогу совершить ничего из того, что считается невозможным.
Но пока я совершенствуюсь, каждый день планка моего личного невозможного поднимается чуть выше. Это бесконечный путь, неохватный на протяжении человеческой жизни.
Но, если мы не стремимся к невозможному - что тогда наша жизнь?