Сходил в музей Айвазовского.
Смыло волной.

Все говорят "ах, великий маринист, ах, какое море".
Никто не говорит про свет. А у него невероятный свет. И - огонь он пишет так же сокрушительно хорошо.
Композиция пейзажей. Каждый хочется рассматривать часа по два, уйти в музей на весь день и просто залипнуть. И... в общем, мне наглядно стало видно разницу между таким-себе-пейзажем и настоящим пейзажем. На такой-себе ты смотришь и думаешь "о, красиво".
Настоящий может тебя напугать. Или едва не уронить. Причём даже в виде маленького эскиза.

Религиозная тематика, если честно, прошла мимо, картины без моря вообще какие-то... как не он писал. Но переход через море - совершенно хтонически прекрасен.
Окончательно понял, что двадцатый век в искусстве в немалом его проценте хочу развидеть. А вот Тёрнер - классный.

Ещё восторгов про Айвазовского - из картины ничто не выбивается. Невероятный воздух. И нет скучного света, он всегда живой.
И... "посмотрите, какое прекрасное море. как прекрасна эта земля. как прекрасны эти скалы и это небо."

Да, я ребёнок, искалеченный массовой культурой, отвратительными фото работ в интернете, дешёвыми пейзажами и дипломами живописцев.
Поэтому то, что в мире есть нечто настолько потрясающее - для меня очень ценно.